Подготовка научных кадров в области медико-биологического образования: международная перспектива
РезюмеPhD (doctor of philosophy; Dr. Phil.) по западной системе классификации ученых степеней - доктор наук (соответствует ученой степени "кандидат наук" в России) - является международно признанной ученой степенью, указывая на то, что выпускник прошел обучение в ходе проведения исследования под руководством специалиста. Как правило, эта ученая степень является неотъемлемым этапом научной карьеры. Ученые, защитившиеся с большим успехом, могут рассчитывать на получение рабочего места с одним из университетов. Тем не менее за последние 20-30 лет, и особенно в последние 10 лет, ситуация резко изменилась.
Правительства многих стран вложили значительные средства в последипломное образование выпускников, полагая, что дипломированные специалисты с постдипломным образованием внесут немалый вклад в "информационное общество", и, таким образом, повысят уровень конкурентоспособности своих стран в отношении их будущей позиции на международной экономической арене. Однако лишь небольшая часть выпускников аспирантуры в настоящее время занимается исследовательской деятельностью. Тем не менее "кандидат наук" - все еще научная степень и научные учреждения сильно зависят от результатов работы своих PhD в отношении уровня показателей результатов работы в области научных изысканий. Таким образом, на данный момент сформировался своеобразный парадокс. С одной стороны, научным учреждениям необходимо большое количество докторов наук, которые могли бы заниматься научной деятельностью и, таким образом, поддерживать высокий статус учреждения.
А с другой - защитившиеся аспиранты в большинстве случаев не собираются связывать свою жизнь с карьерой ученого, как планировалось на момент их подготовки. Цель этой статьи заключается в том, чтобы показать решение создавшегося парадокса с точки зрения биомедицины и доказать, что вышеизложенные аспекты не столько противоречат, сколько могут дополнять друг друга. Автор статьи опирается на свой личный опыт руководителя аспирантуры в области здравоохранения Орхусского университета (2002-2011 гг.), а также на результаты своей работы с аспирантами не только
Европы, но и других стран (при участии и помощи организации Европейского общества кандидатских исследований в области биомедицины и здравоохранения).
Уважаемые читатели!
Полнотекстовый вариант данной статьи доступен только в бумажной версии журнала.